
Альфа-гик из Аризоны: интервью с создателем WinAmp. Часть 2
19.07.2011 /
Интервью / Игорь Савчук
Джастин Фрэнкель вспоминает, как, будучи 16-летним подростком, он как-то участвовал в летней олимпиаде по программированию в родном университете Северной Аризоны. Там было так скучно, что просто для веселья Джастин решил прямо там, не теряя времени, написать программу типа Fork bomb, которая, будучи запущенной, сразу создавала свой клон, который также мгновенно запускался, повторяя всё это снова в цикле: конечно, уже через минуту её работы компьютер намертво зависал, никак не реагируя на клавиатуру. Тогда он пересаживался вверх по аудитории, запуская эту программу все на новых компьютерах, пока группа администраторов пыталась понять, постепенно следуя за ним, что же происходит с компьютерами в лаборатории...
На следующий год, когда Джастин участвовал в точно такой же компьютерной университетской олимпиаде, главный администратор университета сразу подошел к Джастину и, сурово глядя прямо ему в глаза, процедил сквозь зубы: "Джастин, можешь заниматься сегодня за компьютером чем угодно, только не заваливай систему". Джастин говорит с улыбкой, что эту просьбу он слышит как эхо до сих пор, сквозь все эти годы...
2. Disabling the System
Журнал Rolling Stones назвал вас "самым опасным гиком в мире", журнал Times выдал интервью с вами под заголовком "Человек, который обворовал весь мир" и т. д. Итак, переходим ко второй известной вашей разработке - первой в мире децентрализованной пиринговой сети Gnutella. Судя по заголовкам мировых изданий того времени, музыкальный бизнес был единогласно уверен, что вы в очередной раз "завалили систему". Что вы сами думаете об этом?
О Gnutella? Только факты? Ну, во-первых, Nutella - это моя любимая ореховая паста, во-вторых, я люблю открытое ПО, как это делает фонд GNU, в-третьих, я люблю и достаточно серьёзно занимаюсь музыкой, в-четвертых, я программирую в среднем по 8 часов в день. И что вас удивляет, что в результате всего этого случаются вещи типа Gnutella? Но, несмотря на всю мою страсть к ореховой пасте, система на этот раз устояла. (Смеется.)

А если серьёзно, то все эти заголовки - мягко говоря, преувеличение, и с позиции прошедшего времени это видно особенно ясно. Я просто программист, который решал очень интересную для него техническую задачу, и не нужно даже пытаться вкладывать в это нечто большее, пожалуйста.
Ещё вопрос про Gnutella. Очень часто спрашивают, почему вы сами вышли из этой большой игры, в связи с чем вас сравнивают с Шоном Паркером, который недавно стал широко известен благодаря фильму "Социальная сеть" режиссёра Дэвида Финчера. В самом деле, Шон создал Napster, заработав на этом большие деньги, после закрытия его популярной пиринговой сети по решению суда вы тут же создали подобную, но уже децентрализованную сеть Gnutella. По данным 2007 года, Gnutella являлась самой популярной пиринговой сетью в мире - она использовалась тогда на 40,5 % компьютеров, подключённых к p2p-сетям. И в этот момент самого пика успеха вы выходите из игры, полностью отказавшись от дальнейшей разработки и координации проекта... Почему?
Ну, знаете ли, Шон на Napster не заработал ничего, кроме головной боли, миллионы к нему реально пришли, лишь когда он стал президентом Facebook. Да, Napster сделал его известным человеком, но не богатым. Что касается меня и Gnutella... Технология уже была на том уровне, когда она прекрасно развивалась и без моего участия. Поймите меня правильно: меня интересовала техническая сторона проекта - и она вне всяких сомнений состоялась, и я ничего никому не собирался доказывать ни в юридической, ни в политической плоскости этого вопроса, как я уже говорил в ответе на предыдущий вопрос. Я не задумывал её императивно как средство нарушения копирайта, для меня это был просто технический концепт-проект, где, получив свою дозу веселья и впечатлений от программирования такой необычной задачи, я ушел, просто чтобы заняться чем-то следующим в своей жизни, не менее интересным и важным для меня.
Раз уж вы заговорили о копирайте... Я видел старые плакаты с рекламой, еще, по-моему, WinAmp версии 2.0, где вы битой, на которой выгравировано слово WinAmp, крушите буквально в щепки груды компакт-дисков вокруг вас. Я думаю, в нашем интервью настал хороший момент, чтобы немного поговорить о копирайте: что это такое, как вы его видите в современном цифровом мире? Создают ли новые технологии и взгляды, например, в вашем случае mp3 и WinAmp, проблемы для существования старых технологий и правовых норм?
Проблема не в бите в руках молодых людей, конечно, проблема в том, что все старое всегда отчаянно сопротивляется приходу нового, просто потому, что это вопрос выживания старого, а не потому, что оно лучше.
Я думаю, что копирайт в США сейчас - это больше некая звуковая концепция, и она хорошо приспособлена и отработана касательно патентов и торговых марок. Новое направление DMCA, пытающееся регулировать что-то там в цифровом мире, - очень далеко от идеала.
Реально же усиление копирайта перед наступающим пиратством в области цифровых продуктов очень проблематично. Скорее всего, это будет приводить к каким-то компромиссам, что в итоге будет размывать этот самый "копирайт" ещё больше. Самая главная ошибка, которую я сейчас вижу в этой области, - это попытка контролировать защищенный контент настолько жестко, что это уже создает ощутимые трудности законным владельцам и покупателям цифровой продукции, тогда как, с другой стороны, ни капли не сдерживает пиратов (например, технология DRM, от которой нет почти никакого толка в этом плане - одни проблемы для легальных пользователей).
***
Не каждый разработчик программ может позволить себе купить дом на 800 квадратных метров, построенный в 1900 году и выполненный в Викторианском стиле, в котором четыре отдельные спальни, собственный бассейн внутри дома, два гаража, мастерская, общей стоимостью около 3 миллионов долларов. Не у каждого американского миллионера задний двор заставлен старыми, собственноручно восстановленными машинами, а в домашней мастерской полным-полно самых чудаковатых электронных (и не только) музыкальных инструментов.
3. The Alpha Geek
Джастин, у всех есть свои увлечения и какие-то слабости. Я же смотрю, что вы серьёзно увлекаетесь ремонтом и восстановлением автомобилей, также восстанавливаете старые музыкальные инструменты и даже создаете свои. Кроме того, вы серьёзно занимаетесь музыкой и программированием: но из всех ваших многочисленных увлечений лично меня удивляет ваша давняя страсть к изготовлению глиняных горшков. Зачем они нужны вам? Не у каждого миллионера столь странные увлечения...
Я не согласен с вами, что ручная керамика и изготовление посуды из глины - это странное хобби. Я начал заниматься этим ещё тинейджером, когда учился в старших классах школы, с тех пор я многому научился в этой профессии. С одной стороны, на выходе я получаю экологически чистую посуду для собственных нужд, с другой - это, поверьте, очень хороший способ для расслабления и активного отдыха, который требует очень хорошей сфокусированности на процессе и самоконтроля, при этом, будучи почти спортивным по своей увлекательности, он не изматывает физически так, как это делают более традиционные виды спорта.

Горшок для воды в изготовлении Джастина Фрэнкеля
И да, мне очень нравится также разбираться в сломанных машинах, я очень люблю самостоятельно постигать устройство механизмов, у меня за спиной несколько восстановленных почти с нуля машин. Обычно я на этом не останавливаюсь, я стараюсь что-то усовершенствовать в процессе восстановления механизма, найти возможность сделать его ещё лучше, чем было изначально. Если я и трачу время на очередной ремонт - это должно быть актом творчества. К тому же этот вид обратной разработки механики куда более нагляден, чем в программировании, он доставляет мне множество положительных впечатлений и хорошо успокаивает.
В связи с этим очень интересно: а ваша игра на волынке долгими американскими вечерами тоже успокаивает?
Без сомнения, так и есть. Как догадались? (Смеется.)
Хорошо, а что за деревянные коробки с мониторами вы делаете в гараже? Видел фотографии на вашем блоге.

Это Jesusonic - инструмент для создания эффект-процессинга в режиме реального времени, например, очень интересно звучащий для гитары. Я постоянно экспериментирую со звуком, это отличная платформа для таких экспериментов.

У обычных людей есть четкая грань между хобби и работой. У вас я не чувствую этой границы. Не так ли?
Я уже говорил ранее, что я работал на босса единственный раз в жизни, когда меня пригласили в AOL, и вы прекрасно знаете, с каким треском в итоге меня оттуда выгнали. Поэтому да, все мои хобби являются моей работой - я счастливый человек.
Кстати, об AOL и вашей работе там. Ваша разработка сети Gnutella - был также творческий эксперимент, как вы рассказывали раньше. Одно мне непонятно: когда вы выкладывали на серверах AOL фактически свой собственный личный продукт потенциально пиратского назначения, я думаю, вы прекрасно понимали, возможную реакцию вашего руководства. Какие мотивы вами двигали тогда? Вы специально хотели конфликта?
Поверьте, я в те годы не думал ни о каких возможных проблемах. Здесь нет ни смелости, ни наглости, ни какого-то геройства. Я просто хотел реализовать тогда что-то технологически новое, опробовать на деле принципиально новые алгоритмы по распространению файлов, и я был полностью увлечен лишь одним этим желанием. Большой бизнес же живет совсем другими категориями, я думаю, вы понимаете, о чем я. Мы вообще много чего там (в AOL) успели сделать, пока нас не выставили вон. (Смеется.)
Необходимое пояснение от автора интервью: несмотря на утверждение русской страницы Wikipedia о том, что "Создание сети Gnutella инициировала компания America Online, использовав для этой цели программистов из подразделения Nullsoft" (цитата по состоянию на 01.07.2011), это не правда: на самом деле Джастин Фрэнкель и Том Пеппер самовольно развивали и выкладывали код Gnutella, а также тестировали его - все на серверах компании AOL - без ведома самой корпорации. Последующее объединение AOL с Time Warner привело к тому, что с Gnutella стали уже активно бороться новые хозяева, выжигая её каленым железом с серверов AOL и запрещая работу над ней в рамках новой компании (официально AOL назвала Gnutella как "unauthorized freelance project" и открестилась от него), после чего оттуда и уволились разработчики Gnutella во главе с Джастином Фрэнкелем.
Вы говорите, что вы более музыкант, нежели программист. Как вы видите будущее музыки? Выживут ли традиционные инструменты в будущем? Какие тренды в развитии музыки отмечаете лично вы?
Традиционные музыкальные инструменты прекрасны, и я думаю, что они никуда не исчезнут в будущем. Я уверен в этом!
Удивительно это слышать от "прожженного электронщика", мастерская которого буквально завалена электронными инструментами...
Не совсем так. Позвольте привести пример из своей жизни. Как-то я купил на электронной распродаже на Craigslist пианино очень известной марки, которое было изготовлено в 1947 году. После его полного восстановления своими силами, когда я буквально перебрал в нем все практически заново, восстановив его почти с нуля, я пригласил своего друга, профессионального пианиста, чтобы он опробовал его в деле. В тот вечер я услышал божественный звук, бог мой, по моим щекам катились слезы восхищения, потому что это настоящая музыка, которая будет восхищать вечно.
Поймите меня правильно, я не против поиска нового в нашей жизни, равно как и в искусстве тоже, но есть вещи, заменить которые ничем другим просто невозможно. Потому что они уникальны сами по себе.
Напоследок хочу задать вопрос на тему общечеловеческих ценностей. У каждого человека, наверное, есть что-то главное в жизни - некая доминирующая идея, ради чего он живет и преодолевает все эти многочисленные неприятности и сложности в своей жизни, ради чего находит в себе силы двигаться вперед каждый божий день. А что вы можете сказать о своей ведущей цели в жизни?
Мне очень нравится Курт Воннегут, позвольте я просто процитирую его:
"Быть настоящим Гуманистом, это значит вести себя в любом случае достойно, при этом не ожидая за это никаких благодарностей и не боясь наказаний на том свете".
Я не совсем уверен, что я в точности гуманист, но по-крайней мере эти взгляды в моей жизни значат для меня много. И знаю, это так банально звучит, но я считаю, что самый большой вызов в нашем мире - это оставаться самим собой в любой ситуации.
Ссылки по теме:
Автор статьи: Игорь Савчук

Отзывы:
* - поля, обязательные для заполнения.
Ваш отзыв будет опубликован в течение двух-трех дней. Мы оставляем за собой право не публиковать отзывы, которые будут содержать нелитературные выражения и оскорбительные высказывания.